pereval1079 (pereval1079) wrote in pereval1959,
pereval1079
pereval1079
pereval1959

Categories:

«Это была лавина!»

утверждают авторы из С .Петербурга Е. Буянов и В. Некрасов, подтверждая и усиливая тезис М.А.Аксельрода и И.Попова.

В лесу. Гибель.

Все дальнейшие действия группы были серьезно осложнены темнотой, глубоким снегом, недостатком одежды, обуви и снаряжения: прежде всего, инструментов, палатки, печки и лыж для передвижения по снегу. И, конечно, сильным морозом около минус 25 с ветром. Если бы эти факторы в такой тяжелой совокупности не усложняли действия, группа, наверное, не без потерь, но справилась бы с ситуацией…

Группа остановилась у кедра и стала разводить костер. В тех условиях разжечь его было очень непросто, — они потратили на него немало усилий. Положение костра может объясняться рядом причин и объяснимых, и каких-то случайных (которые не объяснить): наличием топлива, удобством места, видимостью костра от палатки (сигнальный костер) и видимостью палатки – от костра (палатка для них, конечно, была надеждой на спасение…). Дрова для костра добывались очень тяжело: для обламывания кедра влезали на него и прыгали вниз, ухватившись за ветки и ломая их своим весом. При этом на коре оставались клочья окровавленной кожи с замерзших рук…

Но маленький костер не спасал от ветра и холода. Поэтому пострадавших спустили в лощину ручья, в 80 м, чтобы лучше защитить их от ветра. Некоторые участники отдали им свою одежду, — группа травмированных была одета лучше остальных. Несколько свитеров были срезаны, — это говорит о том, что уже тогда, похоже, руки у ребят работали плохо, а одежда заиндевела и не снималась. Для пострадавших соорудили настил из сломанных силой небольших пихт.

Первыми, вероятно, умерли Коля Тибо-Бриньоль или Люся Дубинина, — у них были самые тяжелые травмы.… Погибнуть раньше могли и сильные ребята из-за больших тепловых потерь, из-за тяжелой работы и физических травм (руки Кривонищенко и Дорошенко были обожжены в костре). Авария перешла в непоправимую катастрофу, — погиб человек! Не исключено, что это случилось уже у палатки, или на спуске… Коле и Люсе, конечно, было тяжелее всех бороться с холодом и болью с самыми тяжелыми травмами. Они не могли не страдать и психологически, чувствуя, что стали тяжелым “грузом” боли и заботы для всей группы...

Конечно, факт смерти товарища (товарищей) нанес всем новую, очень тяжелую психологическую травму и снизил потенциал сопротивления. Дятлов испытал новый удар, и понял, что без снаряжения группа быстро погибнет. Вместе с Зиной Колмогоровой и Рустемом Слободиным он предпринимает отчаянную попытку вернуться к палатке за снаряжением. Пройти назад, быть может, уже ранним утром, по глубокому снегу им удается немного, — сильная усталость и тепловые потери требуют от организма отдыха. Наступает “холодная усталость”. Конечности сводит холодом, и они перестают слушаться. На этом, завершающем этапе развития трагедии от всех нельзя ожидать продуманных действий. Тяжелое поражение холодом вызывает и помрачение рассудка (по крайней мере, достаточно хорошо построить свои действия человек уже не в состоянии, — так же, как не в состоянии владеть замерзшими конечностями)… Недостаток сил вызывает апатию, движения замедляются. Действия неадекватны: вместо одевания, они раздеваются, теряют вещи, ложатся на снег, засыпают и умирают от холода один за другим… Двое погибают у костра, трое на пути к палатке, четверо в снежной щели у ручья…

Возможные возражения

Теперь – о возможных возражениях, которые надо объяснить и “состыковать” с этой основной версией. Факты надо “поставить на свое место”.

Целый ряд «версий» о гибели дятловцев был связан с полетами «Огненных шаров», которые видели 17.02.59 туристы группы Карелина, метеоролог Токарева и другие свидетели, а также  31.03.59 наблюдала поисковая группа в районе горы Холатчахль (поисковики Авенбург, Потапов Согрин). Наш анализ данных о ракетных пусках (сведения А.Б.Железнякова), точный анализ показаний свидетелей и геометрические расчеты показали, что действительно в эти числа с точностью до нескольких минут (в 6.46 17.02.59- успешный пуск ракеты Р-7 и в 3.56 31.03.59 – аварийный пуск с аварией на 280-й секунде полета) проводились пуски боевых ракет Р-7 с Тюратама на Камчатку (полигон Куру). Полет ракет был виден с расстояния более 1700 км после подъема ракеты на расчетную высоту более 220 км. Подобный же полет был зафиксирован и позднее, в 20.15 16.02.79 с космодрома в Плесецке по показаниям свидетеля Штрауха. Световой эффект был достаточно сильным в ясные безлунные ночи, - установлено, что все ночи наблюдения были именно такими. Установлено также, что 01-02.02.59 г. никакие ракетные пуски с Тюратама и Капустина Яра не проводились, и никаких надежных показателей свидетелей о полетах «огненных шаров» от этих чисел нет. Таким образом, миф о причастности «огненных шаров» к аварии Дятлова можно считать опровергнутым. Он был рожден реальными наблюдениями от 17.02.59 и 31.03.59 достаточно удаленных испытаний, которые никак не могли быть причиной аварии Дятлова ни по времени, ни по месту событий… Подробнее об "огненных шарах" - здесь. (Запись в режиме "для друзей").

Также таинственный и внешне ничем не связанный с аварией факт наличия повышенной радиоактивности (“радиоактивной пыли”) на отдельных фрагментах одежды Дубининой (на тряпке-обрывке брюк Кривошеина) и на свитере Золотарева (наличие загрязнения источником бета-частиц, поток быстрых электронов). При промывке водой источник радиации смывался, — отсюда вывод и о наличии “пыли” и о том, что радиация могла быть много сильнее, если бы предметы одежды долго не промывались ручьем… Подробный анализ возможных источников небольшого радиоактивного заражения трех участков одежды дятловцев (в пределах не более 4-кратного превышения естественного фона на одном фрагменте одежды и не более 2-кратного на двух других) показывает, что, скорее всего,  они возникли вследствие кыштымского выброса радиоактивности 29.09.57 г. (Кривонищенко находился в Челябинске в это время), либо как последствия термоядерного взрыва 190 кТ 03.11.58.г. Источниками бета-радиоактивности были, по всем признакам, наиболее бета-активные и достаточно долгоживущие изотопы распада урана, - прометий 61Pm147 и стронций 38Sr-90. Уровень активности других источников радиации не выходил за пределы естественного фона, поэтому он не был обнаружен. В тканях дятловцев никакой повышенной радиоактивности по материалам экспертизы обнаружено не было. Поэтому утверждение о появлении радиоактивности вследствие каких-то «испытаний» в зоне аварии является неверным. Радиация на фрагментах одежды появилась из-за случайного попадания активированной пыли в условиях города или из радиологических лабораторий, в которых работали Кривонищенко и Колеватов. Подробнее о радиоактивности - здесь. (Запись в режиме "для друзей").

Другие два “факта” намного слабее: найденная на помосте “портянка” из шинельного сукна, да след ботинка, который кто-то из спасателей вроде бы “видел” среди следов на склоне. Но за три недели след ботинка должно было замести снегом, и то, что видел спасатель, наверно, оставил там другой спасатель. Или след валенка, заметенный снегом, был принят за след ботинка (один валенок на погибших ведь был). Простая ошибка. “Портянку” же могли не запомнить, — это не обиходный предмет. Эту тряпку кто-то из ребят мог использовать для протирки ботинок, в качестве прихватки или трута для разжигания костра (здесь можно многое что придумать: шарф, пояс, рукав для фотоаппарата…). При разжигании костра какие-то вещи порвали и сожгли, — обрывок мог остаться. Отмечено, что Юдин четко идентифицировал многие вещи и их принадлежность другим участникам. Но принадлежность части вещей он указать не смог, — в том числе здесь было и немало предметов одежды. Каждую тряпку не запомнишь! Не надо из одного волоска делать “черную кошку” (вообще о “черных кошках” расследования – см. статью по методологии)…

Потемнения кожи, отмеченные на погибших, вполне объяснимы. Опытный судмедэсперт Корнев (д.м.н. из ВМА) на это заметил, что в каждом конкретном случае наблюдал у погибших самые разные цвета кожи в зависимости от воздействий температур, солнца, воздуха, воды, ветра… Кроме того, погибшие длительно лежали в снегу в замерзшем состоянии и в воде, — внутри произошла сложная кристаллизация, некроз тканей, а потом неоднородное оттаивание… Смерть не украшает человека…

Почему у Тибо-Бриньоля на руке оказалось двое часов? Возможно, кто-то из ребят передал ему свои часы на всякий случай, если Тибо-Бриньоль должен был подняться первым (как дежурный, — а дежурить он, судя по всему, любил, — часто дежурил по материалам дневника), или для того, чтобы разбудить дежурных участников (просыпаться в определенное время умеют не все).

К изложенным выше тезисам мы считаем необходимым добавить еще вот что. Вся организация туризма тогда, в 1959 году была другой, и объективно имела немало слабостей (и сейчас их много, но они уже другие). Например, контрольно-спасательной службы (КСС) и маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) в нынешнем виде просто еще не существовало (МКК начали формироваться в 1962 году, а КСС – после постановлений секретариата ВЦСПС и Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТиЭ) в октябре-ноябре 1972 года). Не существовало серьезной системы подготовки инструкторских кадров и руководителей туристских походов. Общественное движение организованного самодеятельного (спортивного) организованного туризма набрало силу, а вот власть всерьез им заниматься не хотела. Опыта, литературы, умелых кадров туризма было мало. Спортивный туризм проходил детскую стадию становления. В результате резко пошла вверх аварийность походов. В 1959 году количество погибших туристов, превысило 50 человек, а в 1960 году превысило 100 человек за год. Произошел скачок аварийности, — погибали молодые люди, едва перешагнувшие порог совершеннолетия. Хоронить детей, — живая боль!.. Тогда власть решила вообще “закрыть” это явление политически, директивным порядком, постановлением от 17.03.1961 г. Самодеятельные (спортивные, организованные) походы были запрещены, — фактически походы эти таким образом перевели в разряд “диких”, неорганизованных. Результат запрещения очень трагичен: 1961 год дал более 200 погибших. Аварийность “скакнула” еще в 2 раза, поскольку все, ранее организованные группы, пошли в походы “сами по себе”, “диким” образом, без контроля, дисциплины, правил и ограничений… Попавшие в аварии группы все равно пришлось спасать, но делать это стало куда труднее: где их искать, если маршрут неизвестен! Кого искать, если состав неизвестен? Когда искать, если сроки неизвестны?.. Вот тогда власти стала понятна простая, в общем, истина: когда общественное движение вырастает, перерастает действующие организационные формы, эти формы надо срочно менять, реформировать. А вот запретить движение нельзя, — такие попытки обречены на неудачу. Неуправляемое общественное движение, — это опасная стихия!..

Пришлось изменить многое: запреты, нормативы, руководящие организации, создать систему подготовки кадров, систему оформления документации походов и отслеживания движения групп, создать ЦСТ и Э и местные советы по туризму и экскурсиям и систему туристских клубов, МКК и (позже) КСС, создать системы подготовки кадров, ввести новую спортивную классификацию. Постановлением ВЦСПС от 20.07.1962 г. спортивный туризм и его структуры организационно были переданы в ведение ВЦСПС (в ведение профсоюзов), а неэффективно работавшие советы по туризму спортивных обществ были упразднены. Были изменены сами принципы работы управлений по туристско-экскурсионной работе разного уровня, которые были преобразованы в соответствующие советы по туризму и экскурсиям. В результате, кризис спортивного туризма был преодолен, а вся система спортивного туризма была улучшена и получила возможность развития на новом этапе. Кстати, настоящий кризис туризма чем-то похож на тот, прошлый, но он пока ограничен из-за падения массовости спортивного туризма по разным причинам. О кризисах развития в советское время писать не очень-то разрешалось (и не очень любили), потому сейчас о них многие просто не знают.

Авария группы Дятлова была характерна для “преддверия” кризиса самодеятельного (спортивного) туризма. У нее были и более глубокие причины, чем отдельные ошибки группы и руководителя, — это видно с высоты прошедших лет. Тактические и технические ошибки же этой аварии теперь хорошо видны. Авария эта явилась следствием и допущенных ошибок, и трагического стечения обстоятельств. Чего было больше, — так ли это важно? Важно сделать правильные выводы…

Резюме.

Мы полагаем, что данная авария войдет в историю, как классический случай “лавинно-холодно-ветровой” аварии по совокупности главных составляющих внешних воздействующих сил. По характеру ошибок, допущенных группой, следует выделить три главные: неверная установка палатки, роковое решение в критический момент и потеря снаряжения. При этом роковое решение было принято с явной недооценкой опасности холода и ветра.

Мы не берем на себя смелость считать тайну этой аварии раскрытой до конца. Конечно, ее моменты еще надо уточнить, кое-какие неясности в ситуации той трагедийной ночи 1-2 февраля 1959 года есть, но в целом процесс катастрофы уже просматривается в деталях. Отдельные факты (“темные углы” ситуации) могут и должны быть уточнены. Существующая “официальная версия” не является “неправильной”, она является неполной, не восстанавливает всю картину аварии и не позволяет сделать исчерпывающие выводы о причинах трагедии для предотвращения подобных событий в будущем. Она дает поводы для возникновения всяких необоснованных домыслов, слухов и фантазий, являющихся спекуляциями. Поскольку событие получило значительный общественный резонанс, официальная версия данной аварии должна быть уточнена.

Нам не было доступно официальное уголовное дело (УД) о расследовании этой аварии. По материалам УД, наверняка можно найти еще какие-то дополнительные факты, уточняющие эту версию. Мы в основном руководствовались документальными материалами, изложенными в книге А.Матвеевой [2], а также статьями на сайтах в Интернете. Версия изложена в том состоянии, в котором она сформировалась к 01.03.07 г, к 48-летию аварии. Более подробно ее можно изучить в статьях на сайте www.mountain.ru .

Другой сколько-нибудь “работоспособной”, обоснованной версии событий данной аварии мы пока не видим. Все остальные предположения не обоснованы фактами и недостаточно серьезны (в статьях мы даем объяснения, почему это так)…

Мониторинг событий аварии группы Дятлова и доказательства методом аналогий (динамическое отслеживание событий и существенных сопутствующих обстоятельств на основе известных фактов и обстоятельств)

 

Библиография (включая небольшую сводку книг по лавинам).

1.       Ю. Яровой. “Высшей категории трудности”. “Уральское книжное издательство”, Свердловск, 1966. Ищите на: www.alpklubspb.ru или на:

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/YA/YAROVOY_Yuriy_Evgen'evich/_Yarovoy_Yu._E..html

2.       А. Матвеева. “Перевал Дятлова” Издательство “АСТ”, Кызыл, “Транзиткнига”, Москва, 2004 г. см. http://go.mail.ru/click…, журнал “Урал”, 2000, № 12.

http://go.mail.ru/urltracker?client=hist&url=http%3A%2F%2Fmagazines.russ.ru%2Fural%2F2000%2F12%2Fural5.html&ini=

3.       П.И.Лукоянов. “Зимние туристские походы”, Москва, “Физкультура и Спорт”, 1979.

4.       Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. Москва, “Физкультура и Спорт”, 1983.

5.       Шибаев С. Загадка “Горы мертвецов”, журнал “ЭКС” № 39, 2005.

6.       Попов И. Это была лавина. http:://pereval1959.narod.ru/popov.htp/

7.       Печуркина Э. Тайна горного перевала. http:://pereval1959.narod.ru/

8.       К.С.Лосев По следам лавин. Ленинград, “Гидрометеоиздат”, 1989.

9.       Л.А.Канаев. Белые молнии гор. Ленинград, “Гидрометеоиздат”, 1989.

10.    Отуотер.М.Охотники за лавинами.М, Мир, 1980.В.Фляйг. Внимание, лавины! Москва, “Иностранная литература”, 1960.

11.    Фляйг. Внимание, лавины! Москва, “Иностранная литература”, 1960.

12.    Гостюшин А.В. “Человек в экстремальной ситуации”, М., Армада-пресс, 2001.

13.    Буянов Е.В. “Истребители аварий. Роман лавин Тянь-шаня”. (При написании произведения автор, так или иначе, находился “под влиянием” повести Ю.Ярового [1]).

Сайт www.mountain.ru , раздел “Люди и горы”, авт. страница Е.Буянова.

Оригинал статьи расположен по адресу http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=806

Мастер спорта СССР по туризму Е.Буянов, инженер-физик.

Мастер спорта СССР по туризму В.Некрасов, инженер-механик.

Отзывы присылать по адресу: evgeniy_buyanov@mail.ru

 

Tags: лавинно-туристская версия Буянов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment